Сегодня четверг,
22 октября 2020 года





2015-12-09
И.о. прокурора области Алексей Сергеевич Борздый принял участие в заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ивановской области.

По его поручению  с докладом на заседании выступил представитель отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области, который сообщил следующее.

Коррупция бесспорно представляет из себя одно из наиболее негативных явлений общества, препятствующих его нормальному развитию.

Вопросам противодействия коррупции со стороны государства  уделяется повышенное внимание, сделаны реальные шаги по выполнению стратегических идей Президента Российской Федерации, заложенных в Национальной стратегии и  Национальном плане противодействия коррупции, создана модернизированная антикоррупционная законодательная база.

Учитывая, что в коррупционные отношения вовлечено множество граждан, общественных институтов, органов власти, устранение коррупции требует комплексных и системных мер. Одним из таких механизмов является институт конфликта интересов.

Включение в национальное законодательство в сфере противодействия коррупции института конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, в первую очередь, вызвано вытекающими из Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 международными обязательствами РФ, а также необходимостью предотвращения влияния каких-либо частных интересов на исполнение гражданскими и муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Выявление и пресечение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе представляется одним из приоритетных направлений надзорной деятельности прокуроров.

В 2015 году прокуратурой области во взаимодействии с правоохранительными органами выявлено 9 фактов конфликта интересов на государственной и муниципальной службе при осуществлении функций в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, при распоряжении земельными участками и осуществлении контроля. В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой области внесено 9 представлений (АППГ — 1), к административной ответственности привлечено 12 должностных лиц (АППГ — 0), уволено с государственной и муниципальной службы 8 лиц, в том числе в связи с утратой доверия – 6 (АППГ — 0).

Так, в Шуйском, Фурмановском и Кинешемском  муниципальных районах выявлены факты заключения муниципальных контрактов на выполнение работ с аффилированными по отношению к должностным лицам органов местного самоуправления лицами, а также предоставления земельных участков лицам, состоящих в родственных отношениях с членами аукционных комиссий.

Неисполнение требований антикоррупционного законодательства выявлено в действиях должностных лиц при осуществлении ими контрольных и управленческих функций в Департаменте природных ресурсов Ивановской области, Департаменте сельского хозяйства Ивановской области, а также Управлении по делам наружной рекламы, информации и оформления города Иваново в отношении юридических лиц,  в состав которых входили руководители указанных органов власти. 

Во всех случаях требования закона о недопущении конфликта интересов и уведомлении представителя нанимателя о наличии конфликта интересов или о возможном его возникновении должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления не принимались.

Проведенный прокуратурой области анализ выявленных фактов конфликта интересов на государственной и муниципальной службе показал, что причинами и условиями их допущения явились:

  1. игнорирование государственными и муниципальными служащими требований закона о предупреждении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
  2. формальный подход реализации органами государственной власти и местного самоуправления системы антикоррупционных мер.
  3. ненадлежащее исполнение представителями нанимателя и кадровыми подразделениями обязанности по профилактике коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Указанные обстоятельства характеризуют работу по профилактике коррупции практических всех органов государственной власти и местного самоуправления области и требуют принятия кардинальных мер в этом направлении. 

Одной из ситуаций, при которых возникает либо может возникнуть конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, является участие государственных и муниципальных служащих в коммерческих организациях в качестве учредителей.

Согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

При этом ст. 12.3. Федерального закона от 25.12.2008  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» связывает исполнение данной обязанности исключительно с возможностью возникновения конфликта интересов.

Необходимо отметить, что одним из принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Устанавливая запреты и ограничения служащим на участие в коммерческой деятельности, законодатель преследует цель обеспечения объективности при исполнении служащими своих обязанностей.   

Передача чиновником принадлежащей ему доли в уставном капитале общества в доверительное управление третьему лицу в случае возникновения конфликта интересов на службе не является препятствием для чиновника фактически управлять обществом и доводить свою волю через доверительного управляющего до других участников общества, либо органов управления общества с единственным участником.

В этой связи исключение какой-либо возможности участия чиновников в бизнесе будет способствовать предотвращению нарушения публичных и частных интересов, добросовестному исполнению ими своих обязанностей. 

Учитывая повышенную общественную опасность коррупционных правонарушений, законодатель обоснованно закрепил возможность привлечения служащих за их совершение, в том числе за неисполнение обязанности по предупреждению и урегулированию конфликта интересов, к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Вместе с тем, имеются случаи, когда после получения работодателем информации о коррупционном правонарушении, допустивший его служащий, понимая и осознавая возможные для него негативные последствия, обращается с заявлением об увольнении по собственному желанию. При этом представитель нанимателя принимает решение о его удовлетворении и увольнении служащего незамедлительно, либо о предоставлении отпуска с последующим увольнением.

Такая позиция представителя нанимателя не соответствует одному из основных принципов противодействия коррупции, предусмотренному ст. 3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» — неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе является условием и предпосылкой совершения более тяжких правонарушений – преступлений, влекущих нарушение интересов государства, муниципальных образований, граждан.

  Неукоснительное соблюдение требований закона и использование комплексных мер, направленных на предупреждение конфликта интересов, повышение ответственности служащих будет способствовать эффективной работе органов власти по предупреждению коррупции.

По итогам выступления представителями прокуратуры области озвучены конкретные предложения, направленные на повышение эффективности работы по предупреждению и выявлению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.