Сегодня суббота,
11 июля 2020 года





2008-01-29
Доклад прокурора Ивановской области Мурата Азраиловича Кабалоева на коллегии 29 января 2008 года.

Доклад прокурора Ивановской области Мурата Азраиловича Кабалоева на коллегии 29 января 2008 года.

Уважаемые коллеги и гости!

Канул в Лету еще один год нового тысячелетия, год дальнейшего укрепления российской государственности и федерализма, поступательного экономического развития страны, обеспечивающего возможности решения социальных проблем, обострившихся в 90-е годы.

Вместе с укреплением экономики растет авторитет России на международной арене, нормализуются отношения с бывшими партнерами по Союзу и социалистическому лагерю.

Изменились задачи, стоящие перед правоохранительными органами России и перед органами прокуратуры. Вместо проблем предотвращения межнациональных конфликтов и сепаратистских устремлений, перед нами встают задачи:

— обеспечения законности в сфере экономики и государственного строительства;

— защиты трудовых и социальных прав граждан;

— обеспечение интересов государства и общества в сферах природопользования и экологической безопасности, рационального использования сырьевых и энергетических ресурсов;

— борьбы с преступностью при неукоснительном соблюдении законности, прав и свобод граждан.

Что же сделано нами для решения этих задач?

В последнее время органы прокуратуры области выявляли ежегодно свыше 50 тысяч нарушений законов, причем в 2006 – половина, а в 2007-42% из них затрагивали права и свободы человека, а две трети этих нарушений касались трудовых прав граждан. Более 18% выявленных нарушений допущено в сфере экономики, и половину из них составили нарушения налогового законодательства. С 10 до 12 процентов вырос в прошлом году удельный вес нарушений законов о несовершеннолетних.

Широк круг вопросов затронутых прокурорскими проверками, в числе которых:

— законность в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;

— соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, бюджете, налогах и землепользовании, в том числе при предоставлении участков под застройку;

— законодательство о гражданстве, избирательных правах и противодействии незаконной миграции;

— защита трудовых и жилищных прав граждан, социальной защиты населения и прав потребителей в том числе от недоброкачественной продукции и фальсифицированных лекарственных средств и алкогольной продукции;

— обеспечении прав несовершеннолетних на образование, профилактика безнадзорности, защита семьи материнства и детства и ряд других вопросов.

В своей работе по борьбе с правонарушениями и укреплению законности мы делаем акцент не на увеличение числа выявляемых нарушений законов, а их устранении. Поэтому, если число выявленных в прошлом году нарушений законов лишь на 1% превысило показатели 2006 года – количество протестов на незаконные правовые актов возросло в 1,2 раза, а представлений – на 10%. В сравнении с 2006 годом на 13% возросло и достигло 3,7 тысяч, число лиц, которые были привлечены по нашей инициативе к дисциплинарной и административной ответственности.

Активно боролись в прошлом году с нарушениями законодательства прокуроры Шуйской и Фурмановской межрайонных прокуратур Прыгунов В.К. и Романский Е.И., прокурор города Кинешмы Выренкова Е.К., прокуроры Южского и Верхнеландеховского районов Головкин Н.И. и Столбов С.В.

Явно ниже своих возможностей сработали прокуроры Родниковского, Пучежского, Лухского и Ленинского районов Кромов С.В., Крюков В.А., Кузнецова М.В. и Богуславский А.В.

Какие проблемы продолжают нас беспокоить прежде всего?

Во-первых, рост числа нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству. В сравнении с 2006 годом с 34 до 44 возросло число оспоренных актов органов государственной власти области и с 310 до 565 — актов органов местного самоуправления. при этом, в ряде случаев для того, чтобы отменить незаконный акт, нам приходилось обращаться в судебные инстанции.

Во-вторых, ненадлежащее исполнение законов федеральными территориальными и региональными органами государственной власти, органами контроля и надзора. При проверках выявлены нарушения законодательства управлениями Федеральной регистрационной службы, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства кадастров объектов недвижимости, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Агентством лесного хозяйства; Департаментами здравоохранения, образования, общественных связей, молодежной и информационной политики; государственной жилищной инспекцией, УГИБДД, паспортно-визовой службой и ССП по Ивановской области и другими. По результатам этих проверок внесено около 40 представлений об устранении нарушений закона.

В третьих, обеспечение взыскиваемости налогов и пополнение бюджетов всех уровней. В 2007 году выявлено свыше 4600 нарушений законодательства о налогах и сборах или на 7,1% больше, чем в 2006 году, а задолженность по налогам возросла примерно на 200 млн. руб. По протестам прокуроров отменены 168 незаконных правовых актов в сфере налогообложения, свыше 270 виновных привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, а в бюджет и внебюджетные фонды по мерам прокурорского реагирования поступило свыше 126 млн. руб.

Между тем не все прокуроры активно борются с нарушениями налогового законодательства. Прокуроры Приволжского, Лухского и Ленинского районов не обеспечили регулярного надзора в этой сфере. Есть претензии к качеству проверок, проводимых сотрудниками Иванорвской и Вичугской межрайонных и Пучежской районной прокуратуры. Слабо применяют меры административного взыскания к нарушителям налогового законодательства прокуроры Заволжского, Пучежского, Родниковского, Южского, Лухского и Пестяковского районов.

Четвертая важная проблема — нарушения прав граждан. Генеральная прокуратура постоянно нацеливает нас на совершенствование правозащитной деятельности и защиту граждан от беззакония. Хотя удельный вес нарушений прав и свобод человека и гражданина сократился с 49,6% в 2006 до 42,3% в 2007 году, на конец года трудящиеся не получили свыше 30 млн. рублей заработной платы, за год выявлено около 770 нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере и около 2500 нарушений прав потребителей.

Пятая проблема — совершенствование надзора в сфере реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение». «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК». На их реализацию отпускаются солидные бюджетные средства, и важно, чтобы они использовались не только по назначению, но и с максимальной эффективностью.

Здесь пока не выявлено серьезных нарушений законодательства, однако надо признать, что и прокуроры не всегда уделяют этим вопросам должное внимание. Явно ослаблен надзор за реализацией нацпроекта «Развитие АПК». За год прокуроры Тейковской межрайонной и Ильинской районной прокуратур внесли лишь по одному представлению, а прокуратура Пестяковского района вообще не выявила ни одного нарушения в этой сфере.

Особая область деятельности, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Активно работали по данному надзору прокуратуры всех районов г.Иваново, г.Кинешмы, Ивановская и Шуйская межрайонные прокуратуры, а также прокуратуры Гаврилово-Посадского и Южского районов. За год выявлено свыше 6300 нарушений законодательства о несовершеннолетних, что на 15% больше, чем в 2006 году. К дисциплинарной ответственности по инициативе прокуроров привлечено 480 человек. В тоже время значительно снизили свои показатели Вичугская межрайонная прокуратура, а также прокуратуры Пучежского и Юрьевецкого районов.

Осуществляя надзор за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы прокуратуры, прежде всего, обращалось внимание на своевременность их выявления и устройства, защиту жилищных и имущественных прав, а проверки, проведенные в органах опеки и попечительства, показали, что нарушения требований законодательства о своевременном выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей не изжиты до сих пор. Передача полномочий по опеке на уровень субъекта добавили проблем. В сложных условиях реорганизации органов опеки прокурорам необходимо организовать надзор таким образом, чтобы ни один ребенок, лишившийся родительского попечения, не остался без защиты со стороны государства.

Большое внимание уделялось в 2007 году вопросам пожарной безопасности образовательных учреждений, особенно с круглосуточным пребыванием детей. По результатам проверок внесено 90 представлений, 21 человек привлечен к административной ответственности, объявлено 7 предостережений.

Данное направление надзора не утратило актуальности и в текущем году. Необходимо взять на особый контроль устранение нарушений правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях области.

Одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры области в 2007 году был надзор за соблюдением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. В прошлом году на территории Ивановской области возбуждено 3 уголовного дела по преступлениям экстремистского характера. Одно из них, по факту причинения телесных повреждений на почве ненависти и вражды к лицам еврейской национальности, направлено в суд с обвинительным заключением. По оставшимся двум уголовным делам проводится предварительное расследование.

Поступающая в правоохранительные органы информация, свидетельствуют о существовании в регионе националистических и иных экстремистки настроенных формирований. Изучение дел оперативного учета показало, что, несмотря на достаточное количество оперативных разработок, их эффективность крайне низкая. До настоящего времени не раскрыто преступление экстремистского характера о повреждении надгробий на мусульманском кладбище в м. Балино г. Иваново.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Однако уставы ряда муниципальных образований не содержали таких положений. По результатам проверок было внесено 42 представления и 35 протестов. Все они рассмотрены и удовлетворены. Уставы приведены в соответствие с действующим законодательством. Органами местного самоуправление запланированы мероприятия, направленные на предупреждение экстремистских проявлений.

Помимо выявления и устранения нарушений законов, привлечения к ответственности виновных, мы решаем задачи восстановлении имущественных и личных неимущественных прав государства и граждан, пострадавших от нарушений законодательства. В прошлом году прокуроры направили в суды общей юрисдикции свыше 7400 исков и заявлений на общую сумму 34,2 млн. руб., что на 6% больше, чем в 2006 году. Только прокуроры Приволжского и Лухского районов ослабили исковую работу.

По прежнему, особое внимание уделяется взысканию задолженности по заработной плате, при этом на 40% возросло число таких исков, удовлетворенных добровольно. В полтора раза в сравнении с 2006 годом возросло число исков в защиту прав несовершеннолетних и в 2 раза – в защиту пенсионных и иных социальных прав граждан.

Хорошие показатели достигнуты при реализации полномочий прокурора в арбитражном процессе. Возросло количество предъявленных исков, а из числа рассмотренных – удовлетворено 83% требований, против 70% в 2006 году. В пользу муниципальных образований Шуйского, Тейковского, Лежневского и Ильинского районов, города Иванова взыскано более 1,6 млн. руб. задолженности по арендной плате за землю. В судебном порядке оспорено 22 решения административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В текущем году мы видим свои задачи в защите прав и интересов граждан и активизации работы по использованию мер гражданско-правового воздействия в сфере реализации приоритетных национальных проектов.

Важнейшей задачей органов прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления при неукоснительном соблюдении прав граждан в уголовном судопроизводстве.

В течение прошлого года нами организовано 4 заседания Координационного совещания руководителей правоохранительных органов области на которых рассмотрены вопросы:

— исполнения постановлений координационных совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации и Центрального федерального округа;

— состояния пожарной безопасности учреждений с круглосуточным пребыванием детей;

— состояния законности при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

— противодействия преступности несовершеннолетних, незаконному обороту наркотиков и незаконной заготовке и переработке леса;

— эффективности взаимодействия по предупреждению повторных преступлений, преступности в общественных местах и в состоянии алкогольного опьянения;

— положение дел в борьбе с неправомерными действиями при банкротстве, преднамеренными и фиктивными банкротствами;

— соблюдение законности и прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва;

— соблюдение законности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и состояние розыска без вести пропавших.

Это дало определенный положительный эффект. В сравнении с 2006 годом число зарегистрированных преступлений сократилось на 7,4%, а количество тяжких и особо тяжких – на 18,3%. Это существенно лучше, чем в ЦФО и по России в целом. Меньше совершено умышленных убийств и фактов причинения тяжкого вреда здоровью, на треть сократилось число изнасилований и вымогательств, на четверть – грабежей и мошенничеств, на 23% — краж и 18,4% — разбойных нападений.

Вместе с тем, в сравнении с показателями 2006 года почти на 50% возросло число преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах, на 9,2% лицами, ранее уже привлекавшимися к уголовной ответственности, на 8,4% — лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.. Эти негативные тенденции стали предметом обсуждения на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов области, состоявшемся 11 сентября 2007 года, где намечены конкретные меры по профилактике рецидивной и уличной преступности и борьбе с пьянством.

Не может не вызывать озабоченности состояние преступности несовершеннолетних. В начале 2007 года темпы её роста составили +16,4%.В связи с этим, состояние подростковой преступности обсуждалось на совещании по итогам работы за 1-й квартал, в мае на коллегии прокуратуры области, в сентябре на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов области. Принятые правоохранительными органами меры позволили в некоторой степени уменьшить остроту проблемы, однако, добиться снижения удельного веса подростковой преступности не удалось.

В 2007 году подростками в области совершено 1373 преступления, или на 2,4% чем в 2006 году. В тоже время удельный вес преступности увеличился и составил 12,6%. Это по-прежнему самый высокий показатель в ЦФО.В каждом втором районе области показатель удельного веса превышает среднеобластной. В Родниковском районе удельный вес преступности несовершеннолетних составляет 23,5%, в Вичугском -19,9%, в Комсомольском и Палехском районах свыше 17%.

Изменились качественные показатели подростковой преступности. Произошло снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений, в тоже время значительно увеличилось число преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления.

В связи с этим, в районах, в которых отмечается рост повторной преступности необходимо незамедлительно разобраться в причинах, и принять необходимые меры.

Одним из основных показателей борьбы с преступностью является раскрываемость преступлений и обеспечение принципа неотвратимости наказания. В 2007 году показатели раскрываемости общеуголовных преступлений в нашей области остались на уровне 2006 года, хотя раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений возросла с 50,4% в 2006 году до 52,8% в 2007 году. Раскрыто 91,2% умышленных убийств, 88,6% — фактов причинения тяжкого вреда здоровью, 89,4% изнасилований.

Улучшились в сравнении с 2006 годом и достигли 67,5% показатели раскрываемости разбойных нападений, улучшились показатели раскрываемости грабежей и краж, при этом раскрыта примерно половина квартирных краж.

Вместе с тем проблемы улучшения раскрываемости преступлений нуждаются в дальнейшем разрешении, 22 февраля и 14 августа 2007 года они обсуждались на совместной коллегии прокуратуры и УВД по Ивановской области. В соответствии с поручением Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксмана, разработан и утвержден план мероприятий, направленных на улучшение раскрываемости и усиление прокурорского надзора на этом участке деятельности.

Касаясь вопросов надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью следует сказать, что постоянное внимание уделялось вопросам соблюдения Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений. Именно, исполняя эти требования, заместитель прокурора Ленинского района г. Иванова Степанов Р.А. пресек незаконные действия начальника МОБ ОВД, который вносил изменения в документы первичного учета преступлений. После вмешательства надзирающего прокурора только за май и июнь 2007 года дополнительно поставлено на учет 100 преступлений, которые были совершены на улице или в общественных местах.

Прокурор Фрунзенского района г. Иванова Бакаев А.Е. пресек действия следователей следственной части УВД области, которые в нарушение установленного порядка пытались снять с учета из числа зарегистрированных и нераскрытых 42 тяжких преступления по фактам фальшивомонетничества.

Кроме того, надзирающие прокуроры областного центра отменили незаконные постановления органов дознания и следствия госнаркоконтроля, по которым незаконно были поставлены на учет сведения о раскрытии преступлений в отношении «мертвых душ « (лиц, не имеющих статуса подозреваемых).

После вмешательства районных прокуроров и сотрудников аппарата прокуратуры в августе 2007 года области были сняты с централизованного учета ряд преступлений, совершенных несовершеннолетними, поскольку суд признал в их действиях признаки единого продолжаемого преступления либо исключил отдельные эпизоды преступной деятельности.

За нарушение приказа Генеральной прокуратуры и Инструкции по заполнению и представлению ученых документов, искажение раскрываемости и качественных показателей преступности к ответственности привлекались прокуроры Комсомольского, Вичугского районов Коротков А.Л.и Смирнов Е.Л., заместитель прокурора Комсомольского района Куйдан П.В., бывшие заместитель прокурора Фрунзенского района Кузнецов А.В. и старший следователь Стрижов А.А.

В настоящее время в связи с созданием Следственного комитета на местах произошла значительная ротация надзирающих заместителей прокуроров районов, а 24 декабря 2007 года Генеральным прокурором РФ внесены изменения в статистические карточки и в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов.

Эти обстоятельства налагают особую ответственность на прокуроров районов, сотрудников аппарата прокуратуры области по организации обучения, стажирования вновь назначенных сотрудников. Прошу моих старших помощников Пестову О.А. и Копытова А.В. принять все необходимые меры по оказанию практической помощи вновь назначенным надзирающим прокурорам. Прокуроров же районов хочу предупредить, что никаких послаблений в надзоре за соблюдением учетно — статистической дисциплины допущено быть не может.

Осуществляя надзор за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью прокуроры городов и районов за год выявили около 26 тысяч нарушений законодательства при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, или почти на две трети больше, чем в 2006 году. При этом 24,8 тысяч нарушений допустили сотрудники органов внутренних дел и 1,2 тысячи – следователи прокуратуры и Следственного комитета.

На 38,6% возросло в сравнении с 2006 годом и достигло 1062 число преступлений выявленных и поставленных на учет в ходе прокурорских проверок. Более половины из них – преступления против собственности, 37 связаны с незаконным оборотом наркотиков, 5 – с убийствами и 17 – с фактами причинения тяжкого вреда здоровью.

Основным нарушением остается вынесение незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела. За год отменено около 17,5 тысяч таких постановлений органов дознания УВД, 46 постановлений органов дознания УФСКН и 135 постановлений дознавателей других органов. Помимо этого вынесено 706 постановлений о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, из них 606 по материалам проверок следователей управления Следственного комитета. По выявленным нарушениям учетно-регистрационной дисциплины внесено 386 представлений, в том числе 358 в органы внутренних дел, а в дисциплинарной ответственности привлечено 467 сотрудников правоохранительных органов.

Говоря о результатах работы органов следствия и дознания следует сказать, что в прошлом году ими принято к производству около 27 тысяч уголовных дел, или на 13,6% меньше, чем в 2006 году. Соответственно и окончено на 12,7% меньше дел, чем в 2006 году. При этом, следователи и дознаватели органов внутренних дел и дознаватели Госнаркоконтроля направили в суд дел больше дел, чем в прошлом году, а удельный вес прекращенных ими дел сократился и в УВД и УФСНК, причем число дел, прекращенных следователями УВД сократилось в 2,4 раза.

Меньше допущено нарушений сроков следствия следователями УВД и УФСКН, но дознаватели УВД с нарушением срока окончили в 2007 году 18,8% дел против 14,8% в 2006 году. Причину этого видим в возросшей примерно на три четверти и достигшей 130 дел нагрузке на дознавателей УВД. Выше среднеобластного показателя удельный вес дел, расследованных в Ленинском, Ивановском, Кинешемском, Лухском, Комсомольском, Савинском и еще ряде районов.

Определенные трудности представляет оценка работы следователей прокуратуры, поскольку с 7 сентября стал действовать Следственный комитет. За год следователями прокуратуры и Следственного комитета принято к производству 2180 дел, или на 8,9% меньше, чем в 2006 году, а окончено 1279 дел. При этом существенно возросло число прекращенных дел и расследованных с нарушением срока. Так по итогам полугодия удельный вес дел, расследованных с нарушением срока, составлял 15,2%, по итогам 8 месяцев -15,4%, а в сентябре – декабре 29,2%. С 8% в 1 полугодии до 11.1% в сентябре – декабре возрос удельный вес прекращенных дел.

Прокурорами за год отменено 2757 решений о приостановлении следствия, в их числе 2710 постановлений сотрудников УВД и 33 следователей прокуратуры и 180 решений о прекращении уголовных дел в числе которых 157, вынесенных сотрудниками УВД и 21 – следователями прокуратуры. Даны указания по 7,4 тысячам уголовных дел или на 16% больше, чем в 2006 году и внесено 1143 представления 1068 из которых в органы внутренних дел.

Основным рецензентом результатов работы следствия и дознания является суд. В прошлом году судами области рассмотрено 7335 уголовных дел, в том числе 4901 в отношении 5878 лиц – с постановлением приговора. При этом оправдательные приговоры постановлены в отношении 28 лиц.

Кассационной инстанцией Ивановского областного суда за год отменены и изменены приговоры в отношении 123 лиц, в том числе в отношении 102 – по кассационным представлениям. Пересмотра неправосудных приговоров только по кассационным представлениям добились прокуроры Советского. Вичугского. Верхнеландеховского, Гаврилово-Посадского, Заволжского, Приволжского и Фурмановского районов. Не приняли исчерпывающих мер к повышению эффективности кассационного обжалования прокуроры Ленинского. Комсомольского, Пучежского, Родниковского, Южского районов и города Кинешмы.

Осуществляя надзор за законностью при исполнении уголовных наказаний сотрудники прокуратуры сосредоточили внимание на вопросах соблюдения требований законодательства в части надлежащего материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, своевременное предупреждение, выявление и пресечение фактов использования сотрудниками исправительных учреждений недозволенных мер воздействия, злоупотребления служебным положением, необоснованного применения взысканий в виде водворения в карцеры, штрафные изоляторы.

В течение года в исправительных учреждениях области проведено 209 проверок, внесено 80 представлений и объявлено 17 предостережений. За допущенные нарушения законности привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности 72 сотрудника уголовно-исполнительной системы.

При осуществлении надзора за исполнением законов в отношении лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, прокуроры городов и районов провели 155 проверок деятельности уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по Ивановской области. В связи с выявленными нарушениями законодательства внесено 64 представления по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 35 человек. Наиболее активно в данном направлении работали прокуроры Советского, Родниковского районов, Шуйский, Тейковский межрайпрокуроры. Вместе с тем, по-прежнему малоэффективна работа Вичугского межрайпрокурора, прокурора г. Кинешмы, прокуроров Южского, Юрьевецкого, Верхне-Ландеховского, Лухского, Палехского, Пестяковского районов.

Важное место в работе прокуроров занимает разрешения обращений и жалоб граждан. В прошлом году нами рассмотрено свыше 11 тысяч, разрешено 9,8 тысяч письменных обращений и признаны обоснованными 27% от числа разрешенных писем и жалоб. удовлетворено 32% обращений по вопросам надзора за исполнением федерального законодательства, 29% жалоб по вопросам следствия и дознания. В числе удовлетворенных 7 из 471 повторной жалобы на ранее принятое решение и 2 из 9 на длительное разрешение ранее направленных жалоб. Свыше установленного срока разрешено 67 жалоб, или 0,7% от их числа.

Своевременно и правильно разрешали жалобы прокуроры Октябрьского, Фурмановского, Шуйского, Лежневского районов. Недостатки в работе с обращениями отмечены в Вичугской межрайонной и Ленинской районной прокуратурах.

В прошлом году, с созданием должности старшего помощника по взаимодействию со СМИ и общественностью, начался новый этап в реализации принципа гласности в работе органов прокуратуры. В целом, в средствах массовой информации размещено 1424 новости не криминальной направленности, то есть о защите прав граждан и интересов государства, об охране природы, о федеральной безопасности и межнациональных отношениях, о соблюдении законодательства в сфере экономики, об исполнении законодательства о несовершеннолетних и иные вопросы.

Теперь сведения о наиболее интересных событиях прокурорской жизни, актуальных новостях, примерах повседневного труда доводятся до общественности путем размещение во «всемирной паутине» — в сети «Интернет» и могут быть доступны пользователям Интернета во всем мире.

С реорганизацией органов прокуратуры на транспорте из штатного расписания прокуратуры области выведены в связи с образованием Северо-Западной транспортной прокуратуры Ивановская транспортная прокуратура.

С изменением уголовно-процессуального законодательства и Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации» существенные изменения произошло в структуре органов прокуратуры. Самостоятельным подразделением стало следствия, выделившееся в Следственный комитет при прокуратуре и образованы на местах соответствующие управления.

Туда ушли и наши люди и наши уголовные дела, штатная численность органов прокуратуры области сократилась до 371 единицы, 255 из которых – оперативные работники, а 58 человек, или 22% от общей численности, трудится в аппарата прокуратуры области.

Важное значение для укрепления статуса прокурорских работников имеет принцип ротации кадров. За последние 5 лет проходит постепенное обновление работников замещающих должности прокуроров городов и районов. Из 26 горрайпрокуроров — 20 были назначены вновь или перемещены на должности прокуроров с большим объемом. В настоящее время никто из горрайпрокуроров более 20 лет на территории прокурором не служит.

Выполняя требования приказа Генерального прокурора № 66 от 11.11.1996 года, особое внимание уделяется подбору кадров, с этой целью десятый год прокуратурой области заключаются договоры с Ивановским государственным университетом о сотрудничестве и о целевой подготовке кадров. В 2007 году все 28 молодых специалиста, принятые на службу в прокуратуру области, окончили юридический факультет ИвГУ.

В 2007 году проведено ряд организационно-штатных мероприятий. В аппарат прокуратуры области введены должности старший помощников по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью; по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области; по обеспечению собственной безопасности. В целях оптимального использования кадрового состава по согласованию с Генеральной прокуратурой в соответствии со ст. 18 ФЗ «О прокуратуре РФ» за счет сокращения должностей заместителей и следователей было увеличено количеств помощников прокуроров районного звена.

На протяжении последних 3-х лет низка текучесть кадров в прокуратуре, она составила 4,3%.

В истекшем году поощрено 56 сотрудников, а привлечено к дисциплинарной ответственности 53. Основанием привлечения к ответственности послужили ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, ненадлежащая организацию работы и упущения по конкретным делам. Никто из оперативных сотрудников не привлекался к уголовной или административной ответственности и не был уволен за порочащие проступки.

Для работников прокуратуры повышение квалификации является неотъемлемой служебной обязанностью. В целях обучения кадров применяются все классические формы обучения. Разработана Концепция реализации профессиональной учебы, которая объединила все формы обучения. Для организации работы с молодыми специалистами в рамках концепции разработана Программа их профессиональной подготовке и Положение о наставничестве. За 2007 год проведено 20 семинаров. Прошли стажирование 30 сотрудников, 26 обучение в институтах повышения квалификации в городах Москве и Санкт-Петербурге. Проведены конкурсы на звание «Лучший государственный обвинитель» «Лучший следователь». В этом году первый раз будет названа «Лучшая прокуратура Ивановской области» по результатам подведенных итогов.

За последние годы улучшились условия работы и быта сотрудников. Прокуратуры районов получили новые здания, в других проведены реконструкции и ремонты. За последние 4 года для улучшения жилищных условии наших сотрудников приобретено из средств Генеральной прокуратуры выделенных прокуратуре области 23 квартиры. В 2007 году приобретено 6 служебных квартир.

Полагаю, что забота Государства и Генеральной прокуратуры РФ о наших нуждах обязывает нас организовывать работу на всех направлениях прокурорского надзора таким образом, чтобы поставить надежный заслон нарушениям законодательства, обеспечить ответственность нарушителей по всей строгости закона за каждое нарушение прав и свобод граждан, интересов общества и государства.