Сегодня суббота,
11 июля 2020 года





2008-01-29
29 января 2008 года в прокуратуре Ивановской области состоялось расширенное заседание коллегии под председательством прокурора Ивановской области Мурата Азраиловича Кабалоева по вопросу подведения итогов работы надзорного органа в 2007 году.

29 января 2008 года в прокуратуре Ивановской области состоялось расширенное заседание коллегии под председательством прокурора Ивановской области Мурата Азраиловича Кабалоева по вопросу подведения итогов работы надзорного органа в 2007 году.

В работе коллегии приняли участие: заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ЦФО В.Г. Лапицкий, заместитель Главы аппарата Правительства Ивановской области Изюмцев Н.С., заместитель председателя Ивановского областного суда Соловьев В.Л., заместитель начальника УВД по Ивановской области Коробов С.Е., начальник УФСБ РФ по Ивановской области Шаманин А.Ю, начальник УФСКН РФ по Ивановской области Бакулин В.Е., начальник УФСИН РФ по Ивановской области Чурилов Н.Г., и.о руководителя следственного Управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ивановской области Абазов Ю.Ж, начальник оперативного отдела Ивановской таможни Красин А.И., члены коллегии (в том числе заместители прокурора области), прокуроры городов и районов, руководители структурных подразделений аппарата прокуратуры области и сотрудники управления по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью прокуратуры области.

По докладу прокурора области М.А. Кабалоева на заседании коллегии обсуждены итоги работы за 2007 год и положение дел с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.

На совещании выступили:

Г.П. Хомякова — о проблемах обеспечения законности при привлечении граждан к уголовной ответственности;

И. В. Устименко — о состоянии надзора за исполнением федерального законодательства;

И.Н. Бакалдина — о причинах высокого роста преступности несовершеннолетних;

заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ЦФО В.Г. Лапицкий, заместитель Главы аппарата Правительства Ивановской области Изюмцев Н.С.,

заслушаны: прокуроры Советского района г.Иванова, Шуйской межрайонной и Кинешеской городской прокуратур, прокурор Юрьевецкого района.

По всем затронутым вопросам приняты развернутые постановления.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые тезисы выступления прокурора Ивановской области М.А. Кабалоева.

В последнее время органы прокуратуры области выявляли ежегодно свыше 50 тысяч нарушений законов, причем в 2006 – половина, а в 2007-42% из них затрагивали права и свободы человека, а две трети этих нарушений касались трудовых прав граждан. Более 18% выявленных нарушений допущено в сфере экономики, и половину из них составили нарушения налогового законодательства. С 10 до 12 процентов вырос в прошлом году удельный вес нарушений законов о несовершеннолетних.

Широк круг вопросов затронутых прокурорскими проверками, в числе которых:

— законность в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;

— соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, бюджете, налогах и землепользовании, в том числе при предоставлении участков под застройку;

— законодательство о гражданстве, избирательных правах и противодействии незаконной миграции;

— защита трудовых и жилищных прав граждан, социальной защиты населения и прав потребителей в том числе от недоброкачественной продукции и фальсифицированных лекарственных средств и алкогольной продукции;

— обеспечении прав несовершеннолетних на образование, профилактика безнадзорности, защита семьи материнства и детства и ряд других вопросов.

Какие проблемы продолжают нас беспокоить прежде всего?

Во-первых, рост числа нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству. В сравнении с 2006 годом с 34 до 44 возросло число оспоренных актов органов государственной власти области и с 310 до 565 — актов органов местного самоуправления, при этом, в ряде случаев для того, чтобы отменить незаконный акт, нам приходилось обращаться в судебные инстанции.

Во-вторых, ненадлежащее исполнение законов федеральными территориальными и региональными органами государственной власти, органами контроля и надзора. При проверках выявлены нарушения законодательства управлениями Федеральной регистрационной службы, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства кадастров объектов недвижимости, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Агентством лесного хозяйства; Департаментами здравоохранения, образования, общественных связей, молодежной и информационной политики; государственной жилищной инспекцией, УГИБДД, паспортно-визовой службой и ССП по Ивановской области и другими. По результатам этих проверок внесено около 40 представлений об устранении нарушений закона.

В третьих, обеспечение взыскиваемости налогов и пополнение бюджетов всех уровней. В 2007 году выявлено свыше 4600 нарушений законодательства о налогах и сборах или на 7,1% больше, чем в 2006 году, а задолженность по налогам возросла примерно на 200 млн. руб. По протестам прокуроров отменены 168 незаконных правовых актов в сфере налогообложения, свыше 270 виновных привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, а в бюджет и внебюджетные фонды по мерам прокурорского реагирования поступило свыше 126 млн. руб.

Четвертая важная проблема — нарушения прав граждан. Генеральная прокуратура постоянно нацеливает нас на совершенствование правозащитной деятельности и защиту граждан от беззакония. Хотя удельный вес нарушений прав и свобод человека и гражданина сократился с 49,6% в 2006 до 42,3% в 2007 году, на конец года трудящиеся не получили свыше 30 млн. рублей заработной платы, за год выявлено около 770 нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере и около 2500 нарушений прав потребителей.

Пятая проблема — совершенствование надзора в сфере реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение». «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК». На их реализацию отпускаются солидные бюджетные средства, и важно, чтобы они использовались не только по назначению, но и с максимальной эффективностью.

Здесь пока не выявлено серьезных нарушений законодательства.

Особая область деятельности, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.

Осуществляя надзор за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы прокуратуры, прежде всего, обращалось внимание на своевременность их выявления и устройства, защиту жилищных и имущественных прав, а проверки, проведенные в органах опеки и попечительства, показали, что нарушения требований законодательства о своевременном выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей не изжиты до сих пор. Передача полномочий по опеке на уровень субъекта добавили проблем. В сложных условиях реорганизации органов опеки прокурорам необходимо организовать надзор таким образом, чтобы ни один ребенок, лишившийся родительского попечения, не остался без защиты со стороны государства.

Большое внимание уделялось в 2007 году вопросам пожарной безопасности образовательных учреждений, особенно с круглосуточным пребыванием детей. По результатам проверок внесено 90 представлений, 21 человек привлечен к административной ответственности, объявлено 7 предостережений.

Данное направление надзора не утратило актуальности и в текущем году. Необходимо взять на особый контроль устранение нарушений правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях области.

Одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры области в 2007 году был надзор за соблюдением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. В прошлом году на территории Ивановской области возбуждено 3 уголовного дела по преступлениям экстремистского характера. Одно из них, по факту причинения телесных повреждений на почве ненависти и вражды к лицам еврейской национальности, направлено в суд с обвинительным заключением. По оставшимся двум уголовным делам проводится предварительное расследование.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Однако уставы ряда муниципальных образований не содержали таких положений. По результатам проверок было внесено 42 представления и 35 протестов. Все они рассмотрены и удовлетворены. Уставы приведены в соответствие с действующим законодательством. Органами местного самоуправление запланированы мероприятия, направленные на предупреждение экстремистских проявлений.

Помимо выявления и устранения нарушений законов, привлечения к ответственности виновных, мы решаем задачи восстановлении имущественных и личных неимущественных прав государства и граждан, пострадавших от нарушений законодательства. В прошлом году прокуроры направили в суды общей юрисдикции свыше 7400 исков и заявлений на общую сумму 34,2 млн. руб., что на 6% больше, чем в 2006 году. Только прокуроры Приволжского и Лухского районов ослабили исковую работу.

По прежнему, особое внимание уделяется взысканию задолженности по заработной плате, при этом на 40% возросло число таких исков, удовлетворенных добровольно. В полтора раза в сравнении с 2006 годом возросло число исков в защиту прав несовершеннолетних и в 2 раза – в защиту пенсионных и иных социальных прав граждан.

Хорошие показатели достигнуты при реализации полномочий прокурора в арбитражном процессе. Возросло количество предъявленных исков, а из числа рассмотренных – удовлетворено 83% требований, против 70% в 2006 году. В пользу муниципальных образований Шуйского, Тейковского, Лежневского и Ильинского районов, города Иванова взыскано более 1,6 млн. руб. задолженности по арендной плате за землю. В судебном порядке оспорено 22 решения административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В текущем году мы видим свои задачи в защите прав и интересов граждан и активизации работы по использованию мер гражданско-правового воздействия в сфере реализации приоритетных национальных проектов.

Важнейшей задачей органов прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления при неукоснительном соблюдении прав граждан в уголовном судопроизводстве.

В течение прошлого года нами организовано 4 заседания Координационного совещания руководителей правоохранительных органов области на которых рассмотрены вопросы:

— исполнения постановлений координационных совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации и Центрального федерального округа;

— состояния пожарной безопасности учреждений с круглосуточным пребыванием детей;

— состояния законности при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

— противодействия преступности несовершеннолетних, незаконному обороту наркотиков и незаконной заготовке и переработке леса;

— эффективности взаимодействия по предупреждению повторных преступлений, преступности в общественных местах и в состоянии алкогольного опьянения;

— положение дел в борьбе с неправомерными действиями при банкротстве, преднамеренными и фиктивными банкротствами;

— соблюдение законности и прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва;

— соблюдение законности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и состояние розыска без вести пропавших.

Это дало определенный положительный эффект. В сравнении с 2006 годом число зарегистрированных преступлений сократилось на 7,4%, а количество тяжких и особо тяжких – на 18,3%. Это существенно лучше, чем в ЦФО и по России в целом. Меньше совершено умышленных убийств и фактов причинения тяжкого вреда здоровью, на треть сократилось число изнасилований и вымогательств, на четверть – грабежей и мошенничеств, на 23% — краж и 18,4% — разбойных нападений.

Вместе с тем, в сравнении с показателями 2006 года почти на 50% возросло число преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах, на 9,2% лицами, ранее уже привлекавшимися к уголовной ответственности, на 8,4% — лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.. Эти негативные тенденции стали предметом обсуждения на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов области, состоявшемся 11 сентября 2007 года, где намечены конкретные меры по профилактике рецидивной и уличной преступности и борьбе с пьянством.

Не может не вызывать озабоченности состояние преступности несовершеннолетних. В начале 2007 года темпы её роста составили +16,4%.В связи с этим, состояние подростковой преступности обсуждалось на совещании по итогам работы за 1-й квартал, в мае на коллегии прокуратуры области, в сентябре на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов области. Принятые правоохранительными органами меры позволили в некоторой степени уменьшить остроту проблемы, однако, добиться снижения удельного веса подростковой преступности не удалось.

В 2007 году подростками в области совершено 1373 преступления, или на 2,4% чем в 2006 году. В тоже время удельный вес преступности увеличился и составил 12,6%. Это по-прежнему самый высокий показатель в ЦФО.

Изменились качественные показатели подростковой преступности. Произошло снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений, в тоже время значительно увеличилось число преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления.

В связи с этим, в районах, в которых отмечается рост повторной преступности необходимо незамедлительно разобраться в причинах, и принять необходимые меры.

Одним из основных показателей борьбы с преступностью является раскрываемость преступлений и обеспечение принципа неотвратимости наказания. В 2007 году показатели раскрываемости общеуголовных преступлений в нашей области остались на уровне 2006 года, хотя раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений возросла с 50,4% в 2006 году до 52,8% в 2007 году. Раскрыто 91,2% умышленных убийств, 88,6% — фактов причинения тяжкого вреда здоровью, 89,4% изнасилований.

Улучшились в сравнении с 2006 годом и достигли 67,5% показатели раскрываемости разбойных нападений, улучшились показатели раскрываемости грабежей и краж, при этом раскрыта примерно половина квартирных краж.

Вместе с тем проблемы улучшения раскрываемости преступлений нуждаются в дальнейшем разрешении, 22 февраля и 14 августа 2007 года они обсуждались на совместной коллегии прокуратуры и УВД по Ивановской области. В соответствии с поручением Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксмана, разработан и утвержден план мероприятий, направленных на улучшение раскрываемости и усиление прокурорского надзора на этом участке деятельности.

Осуществляя надзор за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью прокуроры городов и районов за год выявили около 26 тысяч нарушений законодательства при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, или почти на две трети больше, чем в 2006 году.

На 38,6% возросло в сравнении с 2006 годом и достигло 1062 число преступлений выявленных и поставленных на учет в ходе прокурорских проверок. Более половины из них – преступления против собственности, 37 связаны с незаконным оборотом наркотиков, 5 – с убийствами и 17 – с фактами причинения тяжкого вреда здоровью.

Говоря о результатах работы органов следствия и дознания следует сказать, что в прошлом году ими принято к производству около 27 тысяч уголовных дел, или на 13,6% меньше, чем в 2006 году. Соответственно и окончено на 12,7% меньше дел, чем в 2006 году. При этом, следователи и дознаватели органов внутренних дел и дознаватели Госнаркоконтроля направили в суд дел больше дел, чем в прошлом году, а удельный вес прекращенных ими дел сократился и в УВД и УФСНК, причем число дел, прекращенных следователями УВД сократилось в 2,4 раза.

Основным рецензентом результатов работы следствия и дознания является суд. В прошлом году судами области рассмотрено 7335 уголовных дел, в том числе 4901 в отношении 5878 лиц – с постановлением приговора.

Кассационной инстанцией Ивановского областного суда за год отменены и изменены приговоры в отношении 123 лиц, в том числе в отношении 102 – по кассационным представлениям.

Важное место в работе прокуроров занимает разрешения обращений и жалоб граждан. В прошлом году нами рассмотрено свыше 11 тысяч, разрешено 9,8 тысяч письменных обращений и признаны обоснованными 27% от числа разрешенных писем и жалоб. удовлетворено 32% обращений по вопросам надзора за исполнением федерального законодательства, 29% жалоб по вопросам следствия и дознания. В числе удовлетворенных 7 из 471 повторной жалобы на ранее принятое решение и 2 из 9 на длительное разрешение ранее направленных жалоб.

В прошлом году, с созданием должности старшего помощника по взаимодействию со СМИ и общественностью, начался новый этап в реализации принципа гласности в работе органов прокуратуры.

Теперь сведения о наиболее интересных событиях прокурорской жизни, актуальных новостях, примерах повседневного труда доводятся до общественности путем размещение во «всемирной паутине» — в сети «Интернет» и могут быть доступны пользователям Интернета во всем мире.

С реорганизацией органов прокуратуры на транспорте из штатного расписания прокуратуры области выведены в связи с образованием Северо-Западной транспортной прокуратуры Ивановская транспортная прокуратура.

С изменением уголовно-процессуального законодательства и Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации» существенные изменения произошло в структуре органов прокуратуры. Самостоятельным подразделением стало следствия, выделившееся в Следственный комитет при прокуратуре и образовавшее на местах соответствующие управления.

Туда ушли и наши люди и наши уголовные дела, а штатная численность органов прокуратуры области сократилась до 371 единицы, 255 из которых – оперативные работники, а 58 человек, или 22% от общей численности, трудится в аппарате прокуратуры области.

Важное значение для укрепления статуса прокурорских работников имеет принцип ротации кадров. За последние 5 лет проходит постепенное обновление работников замещающих должности прокуроров городов и районов. Из 26 горрайпрокуроров — 20 были назначены вновь или перемещены на должности прокуроров с большим объемом. В настоящее время никто из горрайпрокуроров более 20 лет на территории прокурором не служит.

В 2007 году проведено ряд организационно-штатных мероприятий. В аппарат прокуратуры области введены должности старший помощников по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью; по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области; по обеспечению собственной безопасности. В целях оптимального использования кадрового состава по согласованию с Генеральной прокуратурой в соответствии со ст. 18 ФЗ «О прокуратуре РФ» за счет сокращения должностей заместителей и следователей было увеличено количеств помощников прокуроров районного звена.

Для работников прокуратуры повышение квалификации является неотъемлемой служебной обязанностью. В целях обучения кадров применяются все классические формы обучения. Разработана Концепция реализации профессиональной учебы, которая объединила все формы обучения. Для организации работы с молодыми специалистами в рамках концепции разработана Программа их профессиональной подготовке и Положение о наставничестве. За 2007 год проведено 20 семинаров. Прошли стажирование 30 сотрудников, 26 обучение в институтах повышения квалификации в городах Москве и Санкт-Петербурге. Проведены конкурсы на звание «Лучший государственный обвинитель» «Лучший следователь». В этом году первый раз будет названа «Лучшая прокуратура Ивановской области» по результатам подведенных итогов.

На заседании коллегии прокурор области назвал прокуратуры, чья работа по всем направлениям надзорной деятельности в 2007 году признана лучшей.

Первое место присуждено прокуратуре Советского района города Иванова, второе – прокуратуре Заволжского района Ивановской области, третье – Фурмановской межрайонной прокуратуре.