19.01.2011

Прокуратура области ИНФОРМИРУЕТ о результатах исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 г. № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции».

1. Анализ состояния законности и борьбы с преступностью, организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции

Согласно статистических данных в сравнении с аналогичным периодом прошлого года указывает на рост выявления нарушений законов. Так, за указанный период органами прокуратуры области выявлено 2169 нарушений законов (АППГ- 1754), из которых о противодействии коррупции - 1000, бюджетного законодательства - 386, об использовании государственного и муниципального имущества - 47, о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд – 190.

По результатам выявленных нарушений закона, в суд направлено исков -11, внесено представлений об устранении нарушений закона – 468, к дисциплинарной ответственности привлечено должностных лиц - 171, по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности 12 лиц, принесено протестов - 119, направлено материалов в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ – 23, возбуждено уголовных дел -27.

При проверках исполнения в территориальных органах федеральной исполнительной власти в 4 квартале 2010 года (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области, Территориальное управление Росфиннадзора в Ивановской области) нарушений законодательства о противодействии коррупции не установлено.

При проверках законодательства о противодействии коррупции в органах государственной власти Ивановской области установлено, региональная нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции в основном сформирована.

Так, во исполнение Федерального закона «О противодействии коррупции», Указов Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065, от 01.07.2010 N 821 и от 21.07.2010 N 925 Указом Губернатора Ивановской области от 21.09.2010 N 122-уг "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» утверждены Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области и урегулированию конфликта интересов и Перечень должностей государственной гражданской службы области, в течение двух лет после освобождения от которых и увольнения с государственной службы и перечень должностей государственной службы области в течение двух лет после освобождения от которых и увольнения гражданин обязан при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Приняты и областные нормативные правовые акты по реализации положений Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также правовые акты по внедрению органами исполнительной власти области инновационных технологий государственного управления и администрирования в целях обеспечения объективности и прозрачности управленческих процессов на уровне территории области.

По результатам проверок в государственных органах исполнительной власти области нарушений законодательства о противодействии коррупции не установлено.

За отчетный период органами прокуратуры проверок 70 проверок законодательства о противодействие коррупции, по результатам которых выявлено 1000 нарушений .

В основном все нарушения законодательства о противодействия коррупции выявлены в органах местного самоуправления. Типичными нарушениями были отсутствие в муниципальных образованиях комиссий по урегулированию конфликта интересов. Отсутствие нормативных правовых актов о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, о перечне сведений, содержащихся в уведомлениях и организация проверки этих сведений, о порядке регистрации уведомлений

Отсутствовали правовые акты, определяющие перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данных сведений супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Не были разработаны и утверждены правовые акты о порядке проверке достоверности и полноты указанных сведений, о порядке проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению. А где данные нормативные правовые акты поверки кадровыми службами органов местного самоуправления достоверности сведений, предоставляемых при поступлении граждан на муниципальную службу, и при её прохождении носят единичный характер.

Не проводилась в отдельных муниципальных образованиях и антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов их проектов.

В целях реализации федерального законодательства о противодействии коррупции в адрес муниципальных образований прокурорами направлены предложения о необходимости разработки и принятия муниципальных правовых актов, за отчетный период прокурорами таких предложений направлено 35.

В 2010 году в ходе надзорных мероприятий нарушений ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции государственными и муниципальными служащими выявлено 3 факта несоблюдения требований законодательства о предотвращении и урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2010 году по результатам служебной проверки ОВД Южского района заявления гр-на установлено, что мл. сержант милиции ОППС ОВД Южского района при исполнении своих служебных обязанностей принял участие в разрешении конфликта, одной из сторон которого являлись его родственники. Аналогичное нарушение данного требования закона было выявлено прокуратурой Приволжского района и в действиях сотрудника ОБЭП ОВД Приволжского района. По результатам рассмотрения представления прокурора последний привлечен к дисциплинарной ответственности.

13.08.2010 года на должность Главы администрации Заволжского городского поселения по результатам конкурса принят Иванов А.В. В ходе прокурорской проверки установлено, что Иванов А.В. является единственным учредителем ООО «Уют», которое на договорной основе с Администрацией городского поселения оказывает жилищно-коммунальные услуги по обслуживанию жилого фонда города, в том числе и муниципального. О наличии конфликта интересов при исполнении муниципальной службы Иванов А.В. представителя нанимателя не информировал.

По результатам проверки прокурором района 21.12.2010 года представителю нанимателя - Председателю Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое находится в стадии рассмотрения.

Нарушения Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», связанного с запретами и ограничениями для муниципальных служащих выявлены в Администрации города Иваново.

Проверкой установлено, что при поступлении в 2006 году и в на должность заместителя начальника управления экономики Администрации города гр-н Кашироков О.Б.(в дальнейшем он был назначен на должность начальника отдела потребительского рынка Администрации города), не указал, что он является владельцем долей в уставном капитале 3-х коммерческих организаций. Не указывал он эти сведения и в дальнейшем.

Кроме того, установлено, что на протяжении 2008 и 2009 годов гр-н Кашироков О.Б. как займодавец заключал с Ивановским областным союзом потребительских обществ договоры займа и получал с заемщика проценты на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договорами. Суммы займа составляли от 63 000 до 1 032 100 рублей. За 2009 год сумма процентов составила 161 208 рублей. Доход от данной деятельности в соответствующих сведениях, предоставляемых муниципальными служащими по итогам финансового года, Кашироковым О.Б. не указывался. Проверки кадровой службой Администрации города сведений предоставленных Кашироковым О.Б. при поступлении на муниципальную службу и при её прохождении не проводились.

По данному факту прокурором Ленинского района г. Иваново 17.11.2010 в адрес Главы Администрации города внесен представление. 09.12.2010 Кашироков О.Б. уволен по ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию).

В 4 квартале 2010 года Ивановским межрайонным прокурором вскрыты факты необоснованного расходования средств бюджета Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района при исполнении муниципального контракта по газификации д. Лебяжий Луг Ивановского района. Установлено, что Администрацией Коляновского сельского поселения в счет оплаты выполненных работ по муниципальному контракту было перечислено в ООО «СтройТехнологии» 32 685 100 руб., что на 9 336 000 руб. превышает максимально возможную сумму контракта, рассчитанную с применением повышающего коэффициента перерасчета строительно-монтажных работ в текущие цены, установленного на 3 квартал 2008 г. При этом Глава Администрации Ивановского района подписал дополнительное соглашение с ООО «СтройТехнологии», согласно которому цена контракта была объявлено открытой, несмотря на то, что согласно контракту, его цена являлась твердой, изменению не подлежала и составляла 16 465 434 руб.

Кроме того, проверка показала, что генеральный директор ООО «СтройТехнологии» в ходе исполнения контракта представил к оплате фиктивную счет-фактуру и расчет о стоимости выполненных работ, акт приемки работ, которые содержали заведомо ложные сведения о покупке обществом 142 газовых плит. В результате преступных действий на счет общества было перечислено 256 800 рублей бюджетных средств.

По результатам проверки межрайонным прокурором 22.11.2010 вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования – СУ СКП по Ивановской области, для решения вопроса об уголовном преследовании. В настоящее время по данному материалу проводится проверка в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

При проверках исполнения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выявляются следующие типичные нарушения:

-отсутствие в государственных и муниципальных контрактах обязательных условий об объемах выполнения работ и срока их выполнения, положений об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, не установлено размер неустойки (пени, штрафа) в случае прострочки исполнения обязательств;

- заказчиками нарушаются установленные законом сроки предоставления сведений о заключении (изменении) и исполнении контрактов в органы, уполномоченные на ведение реестров государственным и муниципальных контрактов;

- в нарушение закона в течении одного квартала размещаются муниципальные заказы на одноименную продукцию на сумму свыше 100 тыс. рублей;

- размещения заказа для муниципальных нужд без соответствующих торгов и проведения котировок.

Установлены факты, когда в ходе исполнении государственных и муниципальных контрактов на выполнение ремонтных работ, работ по капитальному строительству, до реального их завершения, заказчиками подписываются акты приемки выполненных работ и производятся денежные расчеты с подрядчиками, одновременно ими направляются в уполномоченный орган на ведение реестров сведения об исполнении контракта.

Отмечены массовые факты непринятия государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с контрактами штрафных санкций к поставщику (подрядчику, исполнителю) при нарушении срока исполнения контракта. Данные санкции к подрядчикам принимались заказчиками только после вмешательства прокурора.

В нарушение Закона в государственных и муниципальных контрактах отсутствуют обязательные условия, об объемах выполнения работ и срок их выполнения, об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, не установлено размер неустойки (пени, штрафа) в случае прострочки исполнения обязательств.

Заказчиками нарушаются установленные Законом сроки предоставления сведений о заключении (изменении) и исполнении контрактов в органы, уполномоченные на ведение реестров государственным и муниципальных контрактов.

В нарушение требований ч. 3 ст. 18 Закона муниципальными заказчиками не направляются уполномоченному органу сведения об исполнении муниципальных контрактов, подлежащие включению в реестр.

По прежнему выявляются факты, когда в ходе исполнении государственных и муниципальных контрактов на выполнение ремонтных работ, работ по капитальному строительству, до реального их завершения, заказчиками подписываются акты приемки выполненных работ и производятся денежные расчеты с подрядчиками, и направляются в уполномоченный орган на ведение реестров сведения об исполнении контракта

В реестрах закупок, осуществленных без заключения государственного и муниципального контракта в порядке ст. 73 Бюджетного кодекса РФ отсутствуют обязательные сведения, такие как наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг, о цене и дате закупки, в договорах заключенных ответственности поставщика (исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров.

За отчетный период проверками в данной сфере законодательства выявлено 190 нарушений закона, внесено 65 представлений, по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 30 лиц, по постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 5 лиц, направлено в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ 3 материала. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 5 должностных лиц.

В 4 квартале 2010 года нарушений при использовании государственного имущества, имеющих коррупционную составляющую не установлено.

При проверках исполнения законодательства об использовании муниципального имущества выявлялись нарушения требований ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В отдельных муниципальных образованиях выявлено отсутствие муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок и условия проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества.

Выявляются и факты злоупотреблений руководителей муниципальных предприятий и учреждений при распоряжении государственным и муниципальным имуществом. За отчетный период по результатам проверок прокурорами направлено 5 материалов, по которым в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ возбуждено 7 уголовных дел.

Фактов коррупционных проявлений при реализации на территории области органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и результаты мониторинга внеплановых выездных проверок» за отчетный период не выявлено.

По указанию прокуратуры области прокурорами Ленинского, Советского районов г. Иванова в 2010 году были подготовлены и направлены исковые заявления в суд на общую сумму свыше 1,7млн. рублей.

Всего за период 2010 года в суд в порядке гражданского судопроизводства направлено 10 исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями, из которых 9 в целях возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями. Общая сумма по удовлетворенным судом искам взысканного ущерба составила 2 534, 9 тыс. руб.

За отчетный период органами прокуратуры в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании направлено 27 материала, возбуждено уголовных дел -23, процент реализации 85 %.

В порядке п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурорами направлено 14 постановлений прокурора, по результатам рассмотрения к административной ответственности в виде штрафа привлечено 12 должностных лиц.