20.01.2011

Отделом по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ивановской области проведен анализ состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства при использовании государственного и муниципального имущества за 2010 год.

По результатам проведенных проверок в 2010 г. органами прокуратуры области выявлено 410 нарушений в названной сфере, в том числе, 25 незаконных правовых актов, на которые принесено 25 протестов, отклоненных протестов не имеется, в суд направлено 52 иска (заявления), внесено 136 представлений, по рассмотрению которых к дисциплинарной ответственности привлечено 19 лиц, предостережено 8 лиц о недопустимости нарушения закона, по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности 2 лица, по 1 направленному материалу проверки в орган предварительного расследования в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 1 уголовное дело.

В соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 14.11.2008 «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» прокуратурой области уделяется особое внимание надзору за исполнением законодательства при использовании государственного и муниципального имущества, его сохранности, отчуждении и приватизации.

При осуществлении надзора в данной сфере органами прокуратуры области осуществляется постоянный мониторинг вопросов использования государственного и муниципального имущества, результаты которого применяются в целях совершенствования надзорной практики. Налажено необходимое взаимодействие и обмен информацией с органами местного самоуправления и органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

Во исполнение Решения совместного заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.04.2009, в целях осуществления взаимодействия по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законодательства в сфере использования государственного имущества создана межведомственная рабочая группа, на ежеквартальных заседаниях которой обсуждаются наиболее актуальные вопросы прокурорского надзора и состояние законности в регионе.

В состав этой группы вошли представители прокуратуры области, СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Ивановской области, УВД по Ивановской области, Правительства Ивановской области, Департамента управления имуществом Ивановской области, Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области, Контрольно-счетной палаты Ивановской области и ТУ Росимущества по Ивановской области.

Проведенные в 2010 году проверки являются результативными.

Выявляются нарушения требований части 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст. 131 Гражданского кодекса РФ, выражающиеся в использовании муниципальными учреждениями муниципального имущества без государственной регистрации права на него.

Так, Кинешемской городской прокуратурой внесены представления руководителям 15-ти муниципальных учреждений г.о. Кинешма, которыми не зарегистрировано право оперативного управления на переданное им имущество.

Имеют место единичные случаи нарушения Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Шуйским межрайонным прокурором 16.08.2010 внесено представление Главе администрации района в связи с допущением нарушения ст. ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положения о порядке приватизации муниципального имущества, утвержденного Решением Шуйского районного Совета от 31.05.2006 № 24, выразившемся в несоставлении отчета о выполнении программы приватизации муниципального имущества и неопубликовании его в средствах массовой информации.

Прокурором Заволжского района выявлено, что в реестре собственности муниципального образования «Заволжский муниципальный район Ивановской области» в качестве объекта недвижимого имущества имеется двухэтажное нежилое здание, площадью 678,9 кв.м., расположенное по адресу: с. Заречный, ул. 1 Мая, д. 37, стр. 1.

Здание является функциональным элементом комплекса биологических очистных сооружений села Заречный, оказывающих коммунальные услуги населению этого населенного пункта с 1996 года.

В реестр данное здание внесено постановлением Главы администрации Заволжского муниципального района от 29.07.2009 № 644, с изменениями, внесенными постановлением от 30.03.2010 № 335, под пунктом 3 «Районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (РМПО ЖКХ)», в соответствии с п. З перечня № 1 предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность Заволжского района, и Решения Малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 10.06.1992 № 71 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в муниципальную собственность Заволжского района».

На основании указанных правовых актов 22.09.2009 зарегистрировано право собственности Заволжского муниципального района на это здание, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 37-АА № 452043, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ивановской области.

Позднее, Заволжским районным Советом принято решение от 27.11.2009 № 56 «О внесении изменений в прогнозный план приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Заволжского муниципального района Ивановской области на 2009 год», которым обозначенное нежилое здание включено в прогнозный план приватизации под п. 8 приложения № 1.

Главой администрации Заволжского района вынесено постановление от 30.11.2009 № 1177 «О продаже на открытом аукционе здания… с земельным участком площадью 743+5 кв.м., необходимым для использования здания…».

В этих целях, отделом земельно-имущественных отношений, охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации района вынесено распоряжение от 21.12.2009 № 73 «О создании комиссии по подготовке и проведению аукциона», названное здание с земельным участком определено под лотом № 4, с начальной ценой 1 100 тыс. рублей и шагом аукциона в 55 тыс. рублей.

Согласно протоколу аукциона № 3 от 21.01.2010, победителем признано ЗАО «Профит», генеральным директором которого является Смирнов С.Б., цена продажи составила 1 155 тыс. рублей.

Впоследствии, 22.01.2010 муниципальным образованием «Заволжский муниципальный район Ивановской области», от имени которого выступил отдел земельно-имущественных отношений, охраны окружающей среды и природных ресурсов районной администрации, с ЗАО «Профит» заключен договор купли-продажи рассматриваемых объектов недвижимого имущества.

Данная сделка является незаконной, совершена с нарушением ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, запрещающей приватизацию подобных объектов коммунально-бытового назначения.

В связи с этим, прокурором Заволжского района внесено представление Главе администрации от 09.12.2010 об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, поскольку сделка не соответствует требованиям закона, также подготовлен проект иска в Арбитражный суд, в порядке ч. 1 ст. 52 АПК РФ, о признании ее недействительной.

Подобная ситуация сложилась еще в отношении 2 объектов (жилой дом и квартира), которые приватизированы в нарушение ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», т.е. при прямом на то запрете. Однако мерами прокурорского реагирования удалось возвратить их в собственность муниципальных образований.

Выявлены нарушения ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Например, прокуратурой Юрьевецкого района выявлен факт заключения договора аренды муниципального имущества (здания, площадью 130,9 кв.м. и гаража, площадью 410,6 кв.м., по адресу: г. Юрьевец, ул. Чкалова, д. 2) с ОАО «Домоуправление» на бесконкурсной основе. При этом, оснований для его заключения без проведения конкурса, предусмотренных указанной нормой, не имеется. Главе администрации Юрьевецкого городского поселения 11.06.2010 прокурором района внесено представление по данному факту.

В связи с этим, администрация Юрьевецкого городского поселения неоднократно уведомляла генерального директора ОАО «Домоуправление» о прекращении действия договора аренды и возвращении имущества. Однако освобождать занимаемые помещения акционерное общество отказывается.

При таких обстоятельствах в Арбитражный суд Ивановской области направлено исковое заявление о признании недействительным (ничтожным) договора аренды и применении последствий недействительности сделки, по рассмотрению которого, решением суда от 13.12.2010, исковые требования прокурора удовлетворены.

В некоторых районах области правовые акты, регламентирующие порядок и условия проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, в нарушении ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не были приняты, что повлекло внесение Главам администраций актов прокурорского реагирования.

Вичугской межрайонной прокуратурой опротестовано решение Совета Новописцовского городского поселения от 09.03.2010 № 11 «О продаже нежилых помещений», согласно которого ООО «Партнер» отчуждается три квартиры, рыночная стоимость которых определена в 47 150 рублей, путем заключения договора купли-продажи.

При этом, не соблюдены требования ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» о проведении конкурса или аукциона на право заключения такого договора.

Подписанный ООО «Партнер» и районной администрацией договор купли-продажи является ничтожной сделкой на основании ст. 168 ГК РФ. По результатам рассмотрения представления прокурора, внесенного 23.07.2010, нарушения устранены.

Выявлены нарушения порядка принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов имущества и порядка его отчуждения.

Ивановским межрайпрокурором 30.07.2010 опротестовано решение Совета Коляновского сельского поселения «О принятии в муниципальную собственность бесхозяйной линии электроснабжения, расположенной в деревне Востра» в связи с его противоречием ч. 3 ст. 225 ГК РФ, Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580.

В соответствии с указанной нормой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Прокуратурой Приволжского района установлено, что на территории Инрагского сельского поселения имеются 43 источника централизованного питьевого водоснабжения (колодца), используемых населением, документы на которые отсутствуют, на балансе каких-либо организаций не состоят, т.е., исходя из положений ч. 1 ст. 225 ГК РФ, являются бесхозяйными.

Органами местного самоуправления Инрагского сельского поселения не реализуются надлежащим образом полномочия, предоставленные ст. 225 ГК РФ, что влечет нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Подобные нарушения выявлены в Рождественском и Новском сельских поселениях, в связи с чем, Главам поселений 03 и 04.08.2010 внесены представления об устранении нарушений закона.

Имеют место нарушения Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Допускается как незаконное отчуждение имущества предпринимателям, не арендовавшим его в установленные законом сроки, так и незаконные отказы субъектам предпринимательства в выкупе ими арендуемого муниципального имущества.

Также проводятся плановые тематические проверки.

Например, прокуратурой области по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации в октябре 2009 года проведена проверка законности использования государственными научными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Россельхозакадемии, земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности.

Проверке подлежали Государственное научное учреждение Ивановский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, расположенное по адресу: Ивановская область, Ивановский район, п. Богородское, ул. Центральная, д. 2, и Федеральное государственное унитарное предприятие Организация научного обслуживания «Васильевское» Россельхозакадемии, расположенное по адресу: Ивановская область, Шуйский район, с. Васильевское.

В вышеуказанных организациях Ивановской и Шуйской межрайонными прокуратурами выявлено 22 нарушения закона, в связи с чем, было внесено 3 представления, опротестовано 2 незаконных правовых акта.

Результаты проверки рассматривались на коллегии прокуратуры области, решением которой от 19.11.2009, определено проведение контрольной проверки в 1 квартале 2010 года.

Также, во исполнение решения коллегии прокуратуры области, проведена проверка соблюдения законодательства о федеральной собственности защитных сооружений гражданской обороны.

Основными являются нарушения требований ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС от 21.07.2005 № 575, выразившиеся в невыполнении мероприятий по гражданской обороне, а именно:

- состояние систем фильтровентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения во многих защитных сооружениях неисправно;

- нарушена герметичность сооружений, проверки на герметичность не проводятся и не запланированы;

- не отработана документация на защитные сооружения, не ведется журнал проверки состояния убежища, ответственные должностные лица не назначены;

- проведена перепланировка ряда защитных сооружений, нарушены капитальные стены, переоборудованы санузлы;

- емкости с водой отсутствуют или не отвечают требованиям по объему и иным показателям, отсутствуют аптечки с медикаментами.

- ряд защитных сооружений вовсе затоплен грунтовыми водами.

Таким образом, большинство защитных сооружений гражданской обороны не готовы к приему укрывающихся.

В связи с этим, руководителям юридических лиц горрайпрокурорами внесены представления об устранении нарушений требований закона, также в отношении некоторых из них возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.7 КоАП РФ. Остальная часть лиц, допустивших нарушения, привлечена к административной ответственности по постановлениям контролирующих органов, либо выявленные нарушения являлись незначительными и, по сравнению с 2008 г. (временем проведения предыдущей проверки), сократились.

Учитывая, что надзор за исполнением законодательства при использовании государственного и муниципального имущества относится к приоритетным направлениям деятельности органов прокуратуры, состоянию законности в данной сфере и впредь будет уделяться особое внимание, проверки будут планироваться и проводиться регулярно.